Франциск Ассизский — святой подвижник и покровитель экологов

Святой Франциск Ассизский (1182—1226) родился в богатой семье в маленьком итальянском городе Ассизи. Оставив семью и богатство, он основал Францисканский орден монахов католической церкви. Святой Франциск был канонизирован в 1228 году. Уникальностью идей Франциска было то, что одним из первых в христианстве и в западной культурной традиции он подчёркивал духовную близость человека и природы, проповедовал любовь и сострадание ко всем живым существам, отказавшись от традиционного взгляда на человека как владыки земли и провозглашая равенство всех живых созданий. В 1979 году Папа Иоанн Павел II объявил святого Франциска Ассизского покровителем экологов.

Святой Франциск видел во всей природе отражение её Создателя и называл животных, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался как к своим близким родственникам. Братья и сёстры это те, кого нужно любить и уважать, но нельзя эксплуатировать. Франциск считал, что не живые существа должны служить человеку, а человек должен служить живым существам. Франциск никогда не убивал животных, хотя не был строгим вегетарианцем. Он защищал животных в неволе, заботясь о них или освобождая. В частности, он спасал птиц и животных, которых несли на базар. «Если бы я только мог предстать перед императором, — восклицал Франциск, — я бы умолял его ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков».

Франциск обращался с проповедью к животным и растениям так, как если бы он обращался к людям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам. По преданию, Франциск побудил людей кормить волка, взяв с него клятву не красть овец. Сокол служил ему как будильник. Франциск просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества. Он не позволял рубить деревья в лесу, утверждая, что всякое дерево — символ того, на котором был распят Сын Божий. С уважением относился Франциск к неживой природе: старался не наступать на воду и почитал скалы. За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, где они могли быть раздавлены. В любой форме живого он видел частицу святости. Созерцая цветок, Франциск ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, чтобы «красота цветов могла возвещать о возможностях отца всех существ», тем самым создав соеобразные прообразы заказников для дикой природы.

Франциск верил, что природа имеет значение не сама по себе, а потому что создана Богом, но её ценность не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Таким образом он предвосхитил основную идею экологической этики о внутренней ценности дикой природы, разрабатываемую современными экофилософами. По мысли Франциска, природа значима не из-за своей пользы для людей, но благодаря многочисленным формам выражения присутствия Бога. Франциск подчеркивал, что Бог присутствует в разнообразии живых существ. Он считал, что восхваление Бога за сотворённый мир должно выражаться в уважении к созданному разнообразию.

Франциску Ассизскому было понятно ощущение равенства творений Божьих, осознание одинакового достоинства всех и вся, космического родства, которое вдохновило его написать знаменитый гимн:

"Восхваляем Ты, мой Господи, со всем Твоим творением, начиная с господина брата солнца, который есть день и которым Ты освящаешь нас.
И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несет знак от тебя, Всевышний.

Восхваляем Ты, мой Господи, и за сестру луну и звезды, которые на небе Ты сотворил яркими, драгоценными и прекрасными.

Восхваляем ты, мой Господи, за брата ветра и за воздух, и облака, и ясность, и всякую погоду, через которую даешь Ты пропитание своим созданиям.

Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру воду, которая полезна весьма и доступна и ценна и чиста.

Восхваляем Ты, мой Господи, за брата огня, которым Ты освещаешь ночь, который и сам прекрасен и приятен и мощен и силен.

Восхваляем Ты, мой Господи, за сестру нашу мать землю, которая нас поддерживает и направляет, и производит различные плоды с яркими цветами и травой".

Франциск Ассизский умер в нищете, которой он добровольно последовал, дабы уподобиться бедности Иисуса. По преданию, в момент смерти Франциска стая жаворонков взлетела, чтобы сопровождать святого на небо.

Американский историк Линн Уайт-младшая охарактеризовала святого Франциска Ассизского как «величайшего радикала в христианской истории после Христа» (Уайт-мл., 1990). Действительно, в эпоху средневековья за свою «ересь» (сейчас «ревнители веры» называют такие идеи «ересью пантеизма») он мог быть сожжён на костре! В дальнейшем настоятели францисканского ордена отказались от большинства учений своего основателя. Только в середине 1960-х годов, после Второго Ватиканского Собора католической церкви, ордену францисканцев вновь было указано «вернуться» к своим первоистокам. С этого времени францисканцы стали принимать деятельное участие в охране природы.

Из жития святого Франциска

Глава XXVIII. О ДУХЕ МИЛОСТИ, ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К НИЩИМ И О ТОМ, КАК ОН ПОСТУПИЛ С ОВЦОЙ И ЯГНЯТАМИ

…77. Облекшись в дух милосердия и исполнившись люб­ви, не только к людям, терпящим какую-либо нужду, испы­тывал он сострадание, но и к немым тварям, и даже к пти­цам и ползучим гадам, ко всякой твари, как наделенной чувствами, так и бесчувственной. Но из всего рода живот­ных особой любовью он отличал ягнят и к ним скорее всего чувствовал сострадание, поскольку смирение Господа наше­го Иисуса Христа в Святом Писании чаще всего уподоб­ляется смирению ягненка, по причине и в самом деле не­малого сходства. И всех вообще тварей, но особенно тех, в которых он мог найти какое-либо аллегорическое сходство с Сыном Божиим, он всегда охотно принимал и отличал за­душевной любовью.

Как-то раз он шел через город Марка д'Анкона и там проповедовал слово Божие, а затем вместе с братом Пав­лом, которого он поставил наставником всех братьев этой провинции, продолжал путь, пока не встретил в поле какого-то пастуха, пасшего множество коз и козлов. Среди это­го множества коз и козлов была одна овечка, ходившая ти­хо и выбиравшая смиренно свой корм. Увидев ее, святой Франциск остановился и восскорбел в сердце своем, и воз­высил голос свой, и заплакал, говоря брату, который его со­провождал: «Видишь ли ты эту овечку, которая столь крот­ко ходит там среди коз и козлищ? Так, истинно тебе говорю, Господь наш Иисус Христос, кроток и смирен сердцем, хо­дил среди фарисеев и первосвященников. Потому и прошу тебя, сын, ради Его милосердия, пожалей вместе со мной эту овечку, и давай, внеся выкуп, выведем овечку из среды этих коз и козлищ».

78. А брат Павел, изумившись его скорби, начал скор­беть вместе с ним. А поскольку у них ничего при себе не бы­ло, кроме самых дешевых одежд, в которые они были оде­ты, то они очень беспокоились, найдется ли у них выкуп за эту овечку, но в эту самую минуту подошел к ним какой-то торговец, тоже свершавший путь по этой дороге, и вручил им необходимый выкуп за эту овцу. И они, возблагодарив Бога, взяли овцу и, придя в Осимо, явились к епископу это­го города, и тот весьма благосклонно их принял. Господин епископ тоже немало изумился, увидев овцу, которую при­вел с собой человек Божий, и заметив, с какой лаской тот обращается с животным. Но когда раб Христов пересказал ему случившееся с овцой как некую притчу, епископ умилился сердцем чистоте человека Божия и возблагодарил Бо­га. На следующий день, покидая город и размышляя, как же ему распорядиться с овцой, он, по совету своего спутника и брата, передал ее в какой-то монастырь служанок Господ­них у Сан-Северино, где ее и берегли. Ведь достопочтенные служанки Христовы приняли овечку с великой радостью, словно дар, врученный им самим Господом. Долгое время они заботливо пеклись об этой овечке, а из шерсти ее они связали рясу и прислали ее святому Франциску, когда он, во время одного из капитулов, пришел в церковь Святой Ма­рии Порциункулы. Святой Божий принял эту одежду с ве­ликой благодарностью и сердечной радостью, прижимал ря­су к сердцу и целовал ее, призывая и всех стоявших рядом к такому же веселию.

79. А в другой раз, проходя по той же области вместе с тем же братом, ревностно за ним поспешающим, он повст­речал какого-то человека, который нес на плече двух ягнят, связанных и предназначенных для продажи на рынке. Ког­да Франциск услышал отчаянное блеяние ягнят, взволнова­лась вся внутренность его от жалости, и он, подошед, при­коснулся к ним, словно мать к расхныкавшемуся младенцу, выражая им свою любовь и сочувствие. И сказал этому че­ловеку: «Куда же ты несешь братьев моих ягнят и зачем ты столь жестоко связал их?» Тот сказал в ответ: «Я их несу на рынок, на продажу, поскольку мне позарез необходимы деньги». И тогда святой возразил ему: «Но что же будет с ними?» А тот: «Кто купит их, — говорит, — тот, верно, зарежет их и съест». «Нет, нет! — сказал святой. — Не будет этого! Возьми в уплату этот мой плащик и отдай мне ягнят».

Тот со всей поспешностью ухватил плащ и отдал ему яг­нят, ведь плащ-то стоил гораздо дороже — его в этот самый день какой-то знатный человек отдал святому, чтобы укрыть его от сильного мороза. И снова святой, взяв ягнят, стал тревожно обдумывать, как же ему поступить с ними, но, по совету брата, сопутствовавшего ему, отдал их на со­хранение этому же самому крестьянину, взяв, однако, с не­го слово, что тот не станет их продавать и не причинит им никакого зла, но будет их беречь, кормить и заботливо охранять.

Глава XXIX. О ЛЮБВИ, КОТОРУЮ РАДИ ТВОРЦА ОН ПИТАЛ КО ВСЕМ ТВАРЯМ, И ОПИСАНИЕ ДВУХ ЧЕЛОВЕК, ИЗ КОТОРЫХ ОН СОСТОЯЛ

80. Слишком долго было бы, да и просто непосильно перечислять и припоминать все то, чему учил и что делал прославленный отец Франциск, пока длилась его жизнь во плоти. И кто мог бы передать высшую его любовь, привя­зывавшую его ко всему Богову? Кто сумеет рассказать, с какой радостью и наслаждением наблюдал он в творении мудрость Творца, всесилие Его и милосердие? Часто это со­зерцание исполняло его радостью дивной, несказанной, ко­гда он глядел на солнце, когда созерцал луну, звезды и твердь небесную. О простодушное благочестие, о благочес­тивая простота! Он даже червей охватывал своей любовью, поскольку читал слова Спасителя: «Я же червь, а не чело­век» (Пс 21:7). Поэтому он всегда собирал их и уносил прочь с дороги, чтобы их не раздавили стопы прохожих. Что же говорить о прочих малых тварях, когда и пчелам посре­ди зимы он велел давать мед или лучшее вино, чтобы их не загубил холод? И настолько он превозносил хвалой прилежность пчел в работе и превосходнейший разум, кото­рый Господь дал им к вящей Своей славе, что однажды он целый день посвятил молитве и хвале за этих и прочих ма­лых тварей.

Как некогда три отрока, ввергнутых в раскаленную огнем печь (ср. Дан 3:51 и далее), призвали все силы природы воз­нести хвалу и прославить Создателя вселенной, так и этот человек, в котором был дух Божий, не переставал славить, восхвалять и прославлять Творца и Правителя всего во всех тварях и стихиях.

81. А как радовала его душу прелесть цветов, когда он видел их совершенную форму и вдыхал сладостный аро­мат! Тут же внутреннее его око обращалось к созерцанию того цветка, который расцвел во время весеннее, отрасль от корня Иессеева, благоухание которого многих умирающих вернуло к жизни. И если где-нибудь встречалось ему большое множество цветов, он подходил к ним и им про­поведовал, призывая воздать хвалу Господу, словно и они были наделены разумом. Так же колосья и виноградные гроздья, камни и леса, воды источников и зелень садов, са­му землю и огонь, воздух и ветер он в целомудрии душев­ном склонял возлюбить Господа и ободрял их воздать Ему хвалу.

Ко всему творению он обращался с именем брата и ка­ким-то дивным, никому другому не доступным образом мет­ко задевал внутреннюю, сердечную тайну любого творения, так что и сама тварь освобождена была в свободу славы детей Божиих (ср. Рим 8:21). А ныне в небесах он Тебя, Иисусе сладчайший, вместе с ангелами восхваляет, как в то время, когда он был поставлен на земле, он восхвалял Тебя и проповедовал любовь к Тебе перед всякой тварью.

«Первое житие святого Франциска», составленное в 1229 г. Фомой Челанским, францисканцем из Абруццо // Цветочки святого Франциска Ассизского. СПб., "Амфора", 2006.

Из "Цветочков святого Франциска"

Глава XXI. О праведном чуде Святого Франциска, обратившего лютого волка в Агуббио

Когда Святой Франциск жил в городе Агуббио, огромный волк обитал в его окрестностях, столь ужасный и столь свирепый, что он пожирал не только других животных, но преследовал даже людей. И когда он часто приближался к городу, все люди были в великой тревоге, и выходили из города, вооружаясь, как для битвы. Несмотря на эти предосторожности, те жители города, которые встречались с волком наедине, были пожраны, ибо всякое противоборство было бесполезно. И опасаясь волка, никто не смел выходить за городские стены.

Жалея жителей Агуббио, Святой Франциск решил пойти и встретиться с волком, хотя все очень уговаривали его не делать этого. Сотворив крестное знамение и доверясь Богу, он вышел из города, взяв с собой своих братьев. Однако они из страха скоро остановились, и Святой Франциск продолжил свой путь один, направляясь к тому месту, где обитал волк, а множество людей следовали на расстоянии и наблюдали чудо. Волк, видя это множество людей, побежал к Святому Франциску, широко раскрыв пасть. Когда он приблизился, Святой, сотворив крестное знамение, воскликнул: "Подойди сюда, Брат волк. Я повелеваю тебе, именем Христа, никому более не вредить".

Удивительно, но едва Святой Франциск сотворил крестное знамение, ужасный волк, закрыв пасть, остановился, подошел к Святому Франциску и лег у его ног, подобно кроткому ягненку. И Святой так говорил ему: "Брат волк, ты делаешь много зла в этой стране, уничтожая и губя творения Божьи без Его соизволения, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных по подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ ропщет против тебя, собаки преследуют тебя, и все жители тебе враждебны. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ими, чтобы ты не обижал их больше, а они простили бы тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя".

Слушая эти слова, волк склонил голову и, движениями тела, хвоста и глаз выражал согласие с тем, что говорил Святой Франциск. И Святой Франциск продолжал: "Так как ты согласен заключить этот мир, то я тебе обещаю, что люди этой страны будут питать тебя каждый день, пока ты будешь жить между ними, так что ты никогда не будешь страдать от голода, ибо я знаю, что ты с голода делал все это зло. Но если я добьюсь всего этого для тебя, ты должен обещать, со своей стороны, никогда больше не нападать ни на животных, ни на людей. Обещаешь ли ты это?" Тогда волк, склонив голову, в знак того, что он согласен.

Святой Франциск заговорил вновь: "Брат волк, можешь ли ты дать мне залог твоей искренности, чтобы я поверил твоему обещанию?" И протянув руку, он получил ручательство волка, который поднял лапу и дружески вложил ее в руку Святого Франциска, давая единственный залог, какой был в его силах. Тогда Святой Франциск вновь обратился к нему: "Брат волк, я повелеваю тебе, именем Христа, немедленно следовать за мной без колебаний и сомнений, дабы мы могли вместе подтвердить этот мир, который мы заключили во имя Божье". И волк, повинуясь ему, пошел рядом с ним, кротко, как ягненок, к великому изумлению людей.

Весть об этом весьма удивительном чуде быстро разнеслась по городу, все жители, мужчины и женщины, от мала до велика, стар и млад, высыпали на рыночную площадь, чтобы посмотреть на Святого Франциска и волка. Все люди собрались, и Святой проповедовал им, говоря, помимо прочего, что за наши грехи Бог попускает такие бедствия, и напоминая, насколько больше и опаснее вечное пламя ада, страшнее ярости волка, который может только убить тело. И как нам следует страшиться пасти ада, если пасть такого малого животного, как волк, может заставить весь город дрожать от страха.

Закончив проповедь, Святой Франциск добавил: "Слушайте меня, братья мои: волк здесь перед вами обещал и поручился соблюдать мир со всеми вами и не обижать вас больше, и вы должны пообещать кормить его каждый день. Если вы согласны, я обещаю от его имени, что он будет честно соблюдать договор". Тогда все люди в один голос пообещали кормить волка до конца его дней. И Святой Франциск, обращаясь к волку, вновь сказал: "И ты, Брат волк, соблюдешь ли ты свое обещание хранить договор, и никогда больше не обижать людей или животных или прочих тварей?" И волк склонился, опустив голову, и движениями хвоста и ушей старался показать, что он желает, насколько это в его силах, соблюдать договор.

Тогда Святой Франциск продолжал: "Брат волк, поскольку ты дал мне ручательство этого твоего обещания, когда мы были вне города, то теперь я хочу, чтобы ты повторил сие перед всеми людьми, дабы я убедился, что сделал правильно, пообещав все это от твоего имени". И волк поднял лапу и вложил ее в руку Святого Франциска.

Это событие весьма обрадовало людей, и способствовало почитанию Святого Франциска, и по причине нового чуда, и потому что был заключен мир с волком. И они возвысили голоса свои до небес, хваля и благословляя Бога, который послал им Святого Франциска, через добродетели которого они избавились от такого дикого хищника.

Волк прожил в Агуббио два года. Он свободно ходил из двери в дверь, никому не вредя, и все люди приветливо принимали его, кормя волка с великим удовольствием, и ни одна собака не лаяла на него, когда он проходил мимо. Наконец, через два года, он умер от старости, и люди Агуббио сильно оплакивали эту потерю. Ибо когда они видели его, идущего так кротко между ними, то вспоминали о добродетелях и святости Святого Франциска.

Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Аминь.

Цветочки славного мессера святого Франциска и его братьев. Пер. А.А.Клестова. СПб., 2000.

См. далее: Движение за права животных

См. также: Брат солнце, сестра луна (фильм о Франциске Ассизском)